В средней школе №10 прошла защита проектов ребят из Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи города Байконур «Сириус. Байконур» по дополнительным общеразвивающим программам естественно-научной направленности «Экспериментальная химия» и «Экспериментальная биофизика».
Хочется еще раз напомнить, что среди основных принципов центра – лидерство и поощрение лучших, объединение опыта и преемственность, синтез науки, искусства и спорта и гармоничное развитие личности, расширение кругозора, объединение детей, научно-техническое творчество и открытость. Календарный годовой план образовательных программ Регионального центра «Сириус. Байконур» по направлению «Наука» включает 20 программ, куда вошли физика и химия, проекты по которым и были представлены учениками школы.
Но сначала немного о самих программах. Занятия по дополнительным общеразвивающим программам «Экспериментальная химия» и «Экспериментальная физика» проходят на базе ГБОУ СШ № 10 имени В.П. Бармина, являющегося партнером ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова и опорной площадкой Регионального центра.
Предлагаемая программа для 7-8 классов «Экспериментальная химия» имеет естественно-научную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний. Предназначена для общего развития личности ребенка, освоения методов научного познания мира, исследовательских способностей, для дополнительного образования обучающихся, интересующихся современными проблемами науки и проявляющих интерес к биологии, физике и химии. Содержание курса выходит за рамки школьной программы и должно сформировать интерес, а значит, и мотивацию для изучения дисциплин естественно-научного профиля. Курс должен обеспечить обучение, воспитание и развитие школьников в естественно-научных областях.
Четыре проекта защитили ребята 7-8 классов педагога по химии Галины Вадимовны Исуповой. Проект «Влияние жевательной резинки на здоровье человека» подготовили Анастасия Рудь и Самир Сижажев. Ребята провели целое исследование, познакомив присутствующих с итогами. Были освещены вопросы химического состава жевательной резинки, содержания в ней запрещенных добавок, пользы и вреда ее употребления, влияния на здоровье человека. Показательным оказался опыт на наличие в жевательной резинке красителя.
Следующим был проект под названием «Вполне безвредная привычка» о табакокурении и его вреде. Даниил Агишев и Дмитрий Букреев рассказали об истории появления табака, дали определение понятию «табакокурение», проинформировали, из каких вредных веществ состоит сигарета, какой вред оказывает курение на организм человека и к каким заболеваниям приводит. Была приведена статистика в процентах о количестве курящих в России по возрастным категориям.
Не менее познавательным оказался проект «Чарующий мир духов», подготовленный Еленой Горчаковой и Дамиром Джанадиловым. Ребята рассказали об истории парфюмерии, и великих именах, создавших известные на весь мир духи, создании ароматов и их классификации, как правильно их выбирать и наносить, учитывая место и время использования духов. Затем на глазах у всех ребята провели опыт – попытались создать свой аромат и сравнить его с духами «Шанель №5». И надо сказать, что получилась замечательная композиция, с чем все и согласились.
Очень обстоятельным оказался проект Ивана Гуленина «Витамины». Присутствующие на защите проектов познакомились с группами витаминов, с полезными для здоровья продуктами и какие витамины в них содержатся, узнали, как применять их исходя из возраста.
Витамины играют важную роль в поддержании здоровья и нормальном функционировании организма. Зная виды витаминов, их полезные свойства и возможный вред, можно более осознанно подходить к вопросам питания и здоровья. Однако важно помнить, что избыток витаминов может привести к негативным последствиям. Консультация с врачом или диетологом поможет определить индивидуальные потребности и предотвратить возможные риски. Правильное и сбалансированное питание – ключ к получению необходимых витаминов и поддержанию здоровья на высоком уровне. Такой вывод был сделан подготовившим проект.
Надо отметить, что практически все проекты включали опросы, которые ребята провели среди учащихся школы, задавая им ряд вопросов по своим направлениям.
Следующим был проект «Что такое биофизика» по дополнительной общеразвивающей программе «Экспериментальная биофизика» учащихся педагога по биологии Лилии Марсовны Абитаевой. Его подготовили Любовь Ващенко, Алена Лапина, Даниил Луценко, Елизавета Луценко, Азалия Нагорнова. Была выбрана форма вопросов и ответов.
Биофизика направлена на исследование природы жизни с помощью методов физики, где с помощью физических принципов и инструментов раскрываются секреты сложных биологических процессов. Цель проекта – не только расширить наше понимание фундаментальных биологических процессов, но и найти практические приложения для полученных знаний. Результаты исследований могут быть использованы в области медицины, биотехнологии и материаловедения. Это живой пример того, как междисциплинарный подход может вести к прорывным открытиям. Сотрудничество физиков, биологов, химиков и математиков позволяет взглянуть на жизнь с новой стороны, открывая новые горизонты для научного познания.
Она открывает двери в удивительный мир животных, где физические законы формируют сенсорные системы, способы передвижения и стратегии выживания, объясняет, как животные используют окружающую среду. Изучение биофизики животных помогает понимать эволюцию, адаптацию и взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Это и продемонстрировали ребята в своих опытах, которыми изобиловал весь проект, используя различные макеты, которыми оснащен школьный кабинет. Ребята рассказали об оптике в живых организмах: как свет влияет на жизнь; о звуке и звуковых волнах; об электричестве в живых организмах
Биофизика – это динамичная и развивающаяся наука, предлагающая захватывающие возможности для изучения жизни с точки зрения физики. Понимание физических принципов, лежащих в основе биологических процессов, позволяет нам создавать новые технологии, разрабатывать более эффективные методы лечения заболеваний и приближаться к ответу на вопрос, что такое жизнь. Путешествие в мир биофизики обещает быть увлекательным и полным открытий. Именно такой вывод сделали выступающие, подводя итог всего вышесказанного.
Остается добавить, что во время представления проектов была задействована интерактивная панель, рельсовая система с раздвижными маркерными досками, цифровые лаборатории по химии и биологии, автономная лаборатория по выращиванию растений, современные цифровые микроскопы, различные макеты, которые были закуплены в рамках оснащения Регионального центра «Сириус. Байконур» и учебный процесс стал значительно интереснее.