Рождение ребенка – это всегда чудо! Это продолжение рода, полноценная семья. Там, где не звучит детский смех, пусто и безрадостно. Свои несбывшиеся мечты, надежды родители стараются воплотить в своих детях, ожидая от них достижений, гордятся их успехами, переживают за неудачи, решают проблемы. Это и есть настоящая жизнь. Появился в семье ребенок, а это значит, что появились заботы, хлопоты, которые будут сопровождать родителей всю оставшуюся жизнь. Бессонные ночи у кроватки больного ребенка или служба в армии, первые его слезы от полученной двойки или неразделенной любви – все теперь ваше, мамы и папы. Уверена, что мы, родители, все стерпим, все переживем, лишь бы наши дети были здоровы и счастливы. Счастливы дети – счастливы мы, родители!
К сожалению, порой, жизнь не так безоблачна, особенно для семей, в которых есть дети-инвалиды или дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Даже представить страшно, что испытывает мать, да простят меня отцы, глядя на больного ребенка, свою кровинушку, частичку себя самой. Как хочется таким мамам, чтобы жизнь их детей была наполнена не только постоянным лечением и борьбой за жизнь, но и детскими радостями от семейных праздников, купленных игрушек, общения со сверстниками. Каждая улыбка такого ребенка, как и каждая слезинка, не проходят бесследно для сердца матери.
На заседании Генеральной Ассамблеи в октябре 1992 года было решено утвердить памятный день, посвященный людям с особенностями здоровья. С тех пор Международный день инвалидов проходит каждый год 3 декабря. По всему миру проводятся различные акции, форумы и конференции, посвященные Международному дню инвалидов. В декабре 2006 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о правах инвалидов, закрепив основы прав и свобод личности с учетом особых потребностей этой категорией людей.
Мало кто знает, что у людей с инвалидностью есть свой флаг. Он представляет собой полотно с использованием трех цветов: золотого, серебряного и бронзового. Каждая полоса обозначает один из типов инвалидности: физическую, интеллектуальную и сенсорную. А еще это цвета медалей Паралимпийских игр, где чествуют больше не соревновательные моменты, а совместное преодоление трудностей.
В России инвалиды имеют весь спектр прав и гарантий перед основным законом. Туда включены и права, и антидискриминационные законодательства, которые защищают каждого инвалида. Также проработана система льгот для различного рода инвалидов. Все это стоит на строжайшем контроле Совета по делам инвалидов при Президенте России. В России уже не первый год действует федеральная программа «Доступная среда». Она направлена на облегчение передвижения по улицам людей в инвалидных колясках и предоставления им беспрепятственного доступа к объектам культурного наследия, а также различным услугам. Обычно в рамках Международного дня инвалидов подводятся итоги, обозначают новые направления в развитии программы. И Байконур не стал исключением.
Но сегодня хотелось бы рассказать о педагогах Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества им. В.М. Комарова», в котором организована работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, включающая образовательную деятельность, которая ведется с учетом особенностей психофизического развития учащихся; воспитательную работу; конкурсную деятельность; организацию персональных выставок.
Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности. В отделе декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства учреждения реализуются две адаптированные дополнительные общеразвивающие программы «Мир глазами детей» и «Выше радуги». Педагоги дополнительного образования Асем Касымова, руководитель творческого объединения «Самоцветы», и Оксана Майорова, руководитель творческого объединения «Яркий мир», осуществляют образовательную деятельность с учащимися с ОВЗ по изобразительному искусству. Педагог дополнительного образования Нургуль Тажмагамбетова, руководитель творческого объединения «Креатив», ведет занятия с учащимися с ОВЗ по декоративно-прикладному творчеству. Занятия в творческих объединениях по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности направлены на художественное и эстетическое развитие учащихся. Многогранная деятельность детей на занятиях творчеством создает для них положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия, дают возможность дальнейшему жизненному самоопределению ребят.
Как следствие этой работы, учащиеся с ОВЗ регулярно становятся победителями и активными участниками городских конкурсов творческих работ: «Поздравь своего учителя!», «Радуга», «Пасхальная радость», «Морозные узоры», «Неопалимая купина»; городского фестиваля детского и юношеского творчества «Забава» в номинации «Твори добро». Получая грамоты и дипломы различных конкурсов, ребята реально оценивают свои возможности, учатся сравнивать работы других «особых» детей со своими. Ежегодно дети участвуют во всероссийских, международных конкурсах и фестивалях для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проводятся в онлайн формате.
Персональная выставка, представляющая собой разновидность художественной выставки, как бы точка отсчета, от которой ребенок делает шаг для достижения новых целей, а ее презентация, сопровождаемая комментариями, подразумевает знакомство зрителей с работами одного автора. В прошлом учебном году к Международному дню инвалидов были организованы персональные выставки детских работ «Дорога вместе» Хамзаевой Зауреш, Далибаевой Даяны, Досумбекова Керимжана, Айдарбек Мансура, Дюк Анны, Болатбек Нуржигита, Аманбек Данияра.
В прошлом учебном году в отделе декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства занимались 7 учащихся с ОВЗ, в нынешнем учебном году зачислены 9 таких учащихся.
С особенными ребятами занимаются и в отделе художественного воспитания центра. Педагог дополнительного образования Гульнур Кайдаулова проводит занятия по хореографии. Два раза в неделю 14 учащихся в возрасте от 9 до 35 лет спешат к ней на уроки. С особенными детьми Гульнур Сабитовна занимается с 2018 года. Сначала это были девочки-колясочницы. Создала она группу тогда благодаря своей сестре, которая захотела заниматься танцами, 15 лет находясь в инвалидной коляске. После выступлений девочек, родители детей с различными заболеваниями обратились к педагогу с просьбой принять и их детей в группу. С тех пор свои достижения подопечные педагога демонстрируют в различных конкурсах, занимая первые места.
Ольга Кудинова занимается с ребятами с ОВЗ вокалом. Их у нее четверо в возрасте от 8 до 22 лет. С одними она занимается индивидуально, инклюзивные дети посещают занятия вместе с детьми, не имеющими проблем со здоровьем. На занятиях по вокалу Ольга Александровна уделяет внимание правильному дыханию учащихся; владению своим телом: учит их правильно стоять, двигаться; учит ребят правильно извлекать звуки, порой, правильно произносить слова. Очень важно, по словам педагога, уделять внимание развитию гармоничного и ритмического слуха. Для этого она подключила к занятиям работу с музыкальными инструментами.
О том же самом говорила педагог по вокалу Дания Вахитова. Ее воспитанница Милана Фарахутдинова – звездочка Центра творчества, всеобщая любимица. Кажется, не проходит ни одного концерта, ни одного мероприятия, чтобы там не участвовала Милана.
Конечно, к таким детям, по словам педагогов, нужен другой, особый подход. Они более ранимые, часто незащищенные от жизненных перипетий. Тем ценнее результаты, полученные от занятий с ними. И благодарность в глазах детей и их родителей – наивысшая ценность и оценка для педагогов дополнительного образования Центра творчества за их работу. Надо сказать, что педагоги дополнительного образования постоянно повышают квалификацию по организации работы с учащимися с ОВЗ, обучаются на курсах переподготовки по программам обучения таких детей в сфере дополнительного образования.
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это каждодневный труд. И если каждый из педагогов поможет обрести ребенку радость в жизни, ощущение счастья и защищенности, тогда он не будет себя чувствовать одиноким, брошенным, забытым! А возможность реализовать себя в творчестве – есть одна из составляющих организации для ребенка с ОВЗ комфортной среды.