«Стратегия развития системы образования: актуальные результаты, задачи и приоритеты развития на 2024 – 2025 учебный год» – такова была тема традиционной августовской педагогической конференции, основным предназначением которой являлось подведение итогов и планирование дальнейшей деятельности системы образования города.
Открыла работу конференции начальник управления образованием Елена Ким. Она кратко обозначила направление работы конференции, которое включало подведение итогов прошлого учебного года и рассмотрение задач на новый учебный год. В частности, повестка включала следующие вопросы:
1. Краткие итоги ЕГЭ-2024.
2. Реализация проекта «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями».
3. Участие города Байконура в национальном проекте «Образование».
4. 2024/2025 учебный год: что нового ждет школьников и учителей.
В работе конференции приняли участие глава администрации города Константин Бусыгин, заместитель главы Николай Адасев.
Перед непосредственным рассмотрением вопросов повестки предстоящей конференции, к присутствующим обратился министр просвещения РФ Сергей Кравцов посредством видеосвязи. Он назвал ключевые события прошлого учебного года. Это работа в рамках объявленного президентом страны Владимиром Путиным Года педагога и наставника, ключевой задачей которой являлась поддержка педагогов и повышение престижа профессии и которая будет продолжена в текущем учебном году. Продолжится работа по снижению отчетности педагогов школ, детских садов, колледжей. Разработан конструктор по созданию рабочих программ, создан единый календарь образовательных событий. Этот год, по словам министра, объявлен президентом страны Годом семьи, и потому тематика многих воспитательных мероприятий связана с семейными ценностями.
В своем обращении министр просвещения сказал, что продолжается работа по совершенствованию образовательной инфраструктуры. Это строительство и капитальный ремонт школ, открытие «Кванториумов», «Точек роста», «IT - кубов». В условиях стремительных глобальных изменений, по словам Сергея Кравцова, важно сохранить и обеспечить развитие суверенной системы образования нашей страны.
Далее началось рассмотрение вопросов повестки дня.
«Основной педагогической целью нашей работы являются положительные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ, повышение качества образования, а результаты нашей деятельности являются успехи наших учеников», – таков был посыл выступления главного специалиста Управления образованием города Байконура Татьяны Сычевой. В своем выступлении она рассказала о том, как проходила государственная итоговая аттестация обучающихся 11 классов (ГИА-11) и о ее результатах.
Всего к ГИА в форме ЕГЭ были допущены 194 выпускника общеобразовательных организаций города, что составило 100% от общего количества выпускников 11 классов.
На пересдачу одного предмета в дополнительные дни 4 и 5 июля по Байконуру приняли участие 34 выпускника. Из них улучшили результаты 28 человек (это 82% от числа пересдававших), прежние результаты остались у 2 человек, и 4 человека ухудшили результаты.
По итогам экзаменационной кампании ЕГЭ-2024 из 194 выпускников текущего года успешно прошли государственную итоговую аттестацию 191, кому были вручены аттестаты о среднем общем образовании (98,5% от общего количества выпускников), из них 15 выпускников текущего года стали обладателями золотой медали «За особые успехи в учении», 3 обучающихся (1,5% от общего количества обучающихся) не прошли государственную итоговую аттестацию.
По второму вопросу повестки дня – «О реализации проекта «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» – выступила главный эксперт Федерального государственного бюджетного учреждения «Росдетцентр», региональный координатор Проекта «Навигаторы детства» в городе Байконуре Татьяна Шапошникова. Перед началом своего выступления Татьяна Викторовна предложила вниманию присутствующих видеопоздравление директора Российского детско-юношеского центра Александра Кудряшова, который в своем выступлении обозначил основные векторы дальнейшей работы «Навигаторов детства» и приоритетные задачи реализации Новой философии воспитания.
Татьяна Шапошникова отметила, что в рамках федерального проекта внимание уделено развитию кадрового потенциала сферы воспитания. На решение этой задачи был направлен Всероссийский проект «Навигаторы детства», запущенный в 2021 году. На сегодняшний день в проект входит 89 субъектов Российской Федерации и город Байконур, более 28 тысяч школ, в которых работают более 30 тысяч советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. С 1 сентября прошлого года в школах города Байконура к своей работе приступили 5 советников директоров. А с января текущего года должность советника директора по воспитанию появилась и в МКШ.
Без сомнения, реализация государственной политики в сфере воспитания требует комплексной подготовки специалистов. Так, советники директоров по воспитанию, которые сейчас работают в школах города, прошли заочные курсы повышения квалификации по программе «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации». В августе текущего года управленческая команда средней школы №10 на базе МДЦ «Артек» прошла программу повышения квалификации «Эффективное управление воспитательной деятельностью в образовательной организации». Слушатели на протяжении семи дней изучали новые методы и технологии, которые помогут улучшить процесс обучения и воспитания в школе.
В завершении своего выступления Татьяна Шапошникова отметила вклад в развитие системы воспитания подрастающего поколения в городе Байконуре директора ГКУ ЦПМИ «Будущее Байконура» Александра Радаева и вручила ему благодарственное письмо от директора Росдетцентра Александра Кудряшова.
По третьему вопросу об участии города Байконура в национальном проекте «Образование» слово было предоставлено заместителю начальника Управления образованием Георгию Глазунову, который отметил, что уже можно смело начать подводить итоги реализации на территории города Байконура отдельных мероприятий национального проекта Российской Федерации «Образование».
Начиная с 2021 года реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», в рамках которого удалось отремонтировать спортивные залы во всех школах города (в начальной школе №15 – ремонт открытой спортивной площадки). С учетом наличия экономии после окончания ремонтных работ, удалось закупить спортивное оборудование и инвентарь, соответствующие средства обучения и воспитания.
Безусловно, самым масштабным и сложным мероприятием в рамках проекта «Успех каждого ребенка», да и в целом национального проекта, стало создание Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Байконур» на базе ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова», открытие которого запланировано в сентябре текущего года. К настоящему времени проделан колоссальный объем работы по созданию центра: утверждены составы и проведены заседания попечительского и экспертного советов, определены направления деятельности центра, разработаны образовательные программы. В помещениях Центра творчества, ККЗ «Сатурн» проведен ремонт, закуплена большая часть оборудования, мебели, средств обучения и воспитания. Работа центра не ограничится стенами Центра творчества. Уже определены многочисленные организации-партнеры. Это средняя школа №10, МКШ, музыкальные, художественная и спортивная школы, спорткомплекс «Байконур», бассейн «Орион». «Сириус. Байконур» станет центром притяжения для всех талантливых детей и молодежи города. Образовательная деятельность центра будет осуществляться в трех направлениях – «Наука», «Искусство» и «Спорт», соответственно, найти себе направление подготовки по вкусу и по таланту сможет каждый. Планируется подготовка не только спортсменов, музыкантов, танцоров и художников, но и активных участников олимпиадного движения, детей, которые планируют связать свою деятельность с наукой, робототехникой, ракетомоделизмом и многим другим.
Далее Георгий Глазунов доложил о проекте «Цифровая образовательная среда»: в 7 школ и 2 техникума города были закуплены ноутбуки, телевизоры, интерактивные панели, МФУ, т.е. оборудование, направленное на формирование и развитие цифровых навыков обучающихся и развитие информационного образовательного пространства школ и техникумов. В текущем году проект «Цифровая образовательная среда» дал возможность создания на базе БЭРТТ Центра цифрового образования детей «IT-куб», который будет оснащен современными ноутбуками, компьютерами, планшетами, принтерами, телевизорами, панелями, комплексом оборудования для робототехники и разработки программного обеспечения в сфере виртуальной реальности.
Подводя итог своего выступления, заместитель начальника Управления образованием Георгий Глазунов сказал о том, что ни одно из мероприятий невозможно было бы провести без финансовой помощи из федерального бюджета Российской Федерации. За четыре года реализации национального проекта в Байконуре городской бюджет получил на развитие инфраструктуры системы образования, куда вошли закупка оборудования, ремонт и т.д., более 255 миллионов рублей. Кроме того, на обеспечение выплат классным руководителям, кураторам групп, а, с сентября этого года, еще и советникам по воспитанию, на обеспечение бесплатным горячим питанием школьников в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», начиная с 2021 года в бюджет города Байконура было направлено почти 95 миллионов рублей.
Последний, четвертый, вопрос повестки – «2024/2025 учебный год: что нового ждет школьников и учителей» – осветила начальник Управления образованием Елена Ким. Первое, о чем сказала начальник Управления образованием, трудоустройство молодых учителей. В этом вопросе появились нововведения. Так, с этого учебного года стать учителем начальных классов смогут совершеннолетние студенты колледжей, которые учатся на последнем курсе по специальностям укрупненной группы «Образование и педагогические науки». Чтобы работать в школе, студент должен предоставить работодателю стандартный пакет документов, за исключением документа об образовании и квалификации. Вместо последнего достаточно будет предъявить справку о периоде обучения и характеристику с места учебы.
С сентября в обязательную часть образовательной программы для начальных и средних классов вернутся уроки труда. До этого предусматривалось проведение уроков технологии. В связи с этим, учебный предмет «Технология» на уровнях начального общего и основного общего образования переименуют на «Труд (технология)».
С 1 сентября нынешнего года в школах вместо курса ОБЖ вводится учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Так, школьникам 5 – 11 классов дополнительно к вопросам безопасности в быту, на транспорте, в общественных местах, при ЧС и т.д. расскажут про основы законодательства РФ, обеспечивающие национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; положения Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ; правила оказания первой помощи в условиях ведения боевых действий; требования безопасности при обращении со стрелковым оружием; боевые свойства и поражающее действие оружия массового поражения, а также способы защиты от него; применение беспилотных летательных и морских беспилотных аппаратов и т.д. Школьников также научат, как действовать при сигнале «Внимание всем!»
Еще одним рассмотренным вопросом стал вопрос о запрете на использование учениками мобильных телефонов. Также будет под запретом использование умных часов с SIM-картой и другой техники, которая может выполнять функции телефона. Но сразу стоит оговориться. Речь идет о запрете на использование учениками мобильных телефонов только во время проведения учебных занятий в школе. Исключения предусмотрены для случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников образовательной организации и иных экстренных случаев.
Следующий вопрос, который осветила в своем выступлении Елена Григорьевна, семьеведение в школах России. С 1 сентября в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы для учащихся 10 и 11 классов вводятся уроки семьеведения. Эти занятия будут нацелены на формирование у детей со школьной скамьи семейных ценностей.
В заключение своего выступления Елена Ким озвучила приоритетные задачи на 2024/2025 учебный год. Это создание условий для повышения качества образования, определенных в региональных проектах и региональной Концепции управления качеством образования; обеспечение доступа к актуальному, обновляемому содержанию учебных предметов, образовательному контенту; развитие устойчивой инфраструктуры (в том числе цифровой образовательной среды): обеспечение роста доступа к актуальному, обновляемому содержанию учебных предметов, образовательному контенту, создаваемому на различных цифровых платформах; обеспечение персонализации/индивидуализации учебного процесса, при согласовании подходов школы, родителей, местных сообществ к воспитанию, формированию российской идентичности у учащихся; организация непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов через обеспечение формирования актуальных компетенций на основе выявления и компенсации профессиональных дефицитов и удовлетворения образовательных потребностей.
Подвел итоги конференции глава администрации города Байконура Константин Бусыгин, который поблагодарил руководство Управления образованием, всех педагогов за проделанную работу и не только за прошедший учебный год, за труд, который сложно переоценить. Отметив хорошие результаты государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов, глава города сказал, что останавливаться на достигнутых результатах нельзя. Но главное для педагога, на что сделал упор Константин Дмитриевич, это научить ребенка учиться. К этому глава городской администрации добавил воспитание в детях патриотизма, ведь именно через патриотизм мы должны научить детей любви к своей семье, своей Родине. Особое внимание Константин Бусыгин уделил индивидуальному подходу к каждому ребенку, о системности в работе: и в образовании, и в воспитании.
Не обошел вниманием глава города важный проект – создание Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Байконур», который, даст возможность ребятам учиться в нем бесплатно, выбрав занятия по своим интересам и достижениям. Главные цели, которые стоят перед региональным центром «Сириус. Байконур», это реализация образовательных программ по направлениям «Искусство», «Наука» и «Спорт» и увеличение количества проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи.
В заключение глава городской администрации Константин Бусыгин сказал о том, что всегда открыт для общения, готов к диалогу, каких бы вопросов он не касался.
Лучшие педагоги города Байконура были награждены Почетными грамотами главы администрации.