ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Новости / Чтобы помнить!

16 март 2022 14:30

          16 марта исполнилось 95 лет со дня рождения лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, инженера-полковника Владимира Михайловича Комарова, чье имя гордо носит наш Центр развития творчества детей и юношества.

          Жизнь быстротечна. На смену одним поколениям приходят новые, чтобы не забывались имена, в напоминание потомкам мы раз за разом вспоминаем их имена. Действительно, на Байконур выпал обильный звёздный дождь генералов, ученых и конечно же космонавтов, вошедших в российскую историю.

          16 марта 2022 года исполняется 95 лет со дня рождения Владимира Михайловича Комарова, именем которого названы населенные пункты, улицы, учреждения и объекты по всей стране и за рубежом. 16 июня 1971 года его имя было присвоено Государственному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени В.М. Комарова».

          Владимир Комаров наравне с Юрием Гагариным считается пионером советской и мировой космонавтики. Он был первым человеком, совершившим два пилотируемых полета в космос. К сожалению, Комаров также стал первым космонавтом, погибшим во время проведения миссии.

Жизнь и начало карьеры космонавта

          Владимир Комаров родился в 1927 году в Москве. В 1950-х годах будущий космонавт служил военным летчиком в ВВС СССР. С 1959 года работал в должности авиационного инженера в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС, где занимался испытаниями истребителей и летательных аппаратов. Кроме того, во время работы в НИИ Комаров участвовал в создании дизайна для будущих космических кораблей «Восход» и «Восток». Именно здесь К

омарову предложили поучаствовать в секретной космической программе.           При отборе, который был проведен советским космическим командованием в 1960 году, Владимир зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист и был немедленно введен в состав отряда космонавтов ВВС № 1. С 1960 по 1961 год проходил общую космическую подготовку.

          Во время начальных испытаний по медицинским показаниям Комаров был дважды признан негодным для полета в космос, но его целеустремленность в конечном итоге одержала вверх.

          5 апреля 1961 года Комаров был официально назначен космонавтом в ЦПК (Центре подготовки космонавтов), где начал подготовку к пилотируемым полетам на кораблях «Восток» и Восход».

          У страны, недавно пережившей разрушительную и кровопролитную войну, хватило сил первой запустить искусственный спутник Земли и всего через четыре года отправить в космос первого человека. Но старт Юрия Гагарина стал для СССР началом еще одной гонки - космической.

          После полета гагаринского «Востока» тогдашний президент США Джон Кеннеди пообещал нации, что не пройдет и 10 лет, как американец полетит на Луну. Только таким фантастическим для 1961 года заявлением можно было перебить кислый привкус поражения. Это означало, что и для Советского Союза ближайшей целью стала Луна. Хотя Королев на такие «мелочи» не очень хотел размениваться - он планировал полет на Марс. Луна была для него полустанком на пути к Красной планете.

          По информации, свой первый полет в космос Владимир Комаров совершил 12 октября 1964 года на первом в мире многоцелевом пилотируемом корабле «Восход-1». В став экипажа также входили два космонавта: К. П. Феоктистов и Б. Б. Егоров.

          Полет длительностью 24 часа прошел в штатном режиме. Корабль за это время успел сделать шестнадцать витков вокруг Земли. За успешную миссию всем троим космонавтам было присвоено звание Героя Советского Союза. Комаров получил высшую квалификацию космонавта третьего класса.

Миссия «Союз-1

          По сути, все следующие полеты советских кораблей - это шажки по лунной дороге. Первый совместный полет, когда два корабля летали одновременно. Первый полет трех человек в одном корабле...

          Командиром того многоместного корабля «Восход» стал 37-летний Владимир Комаров. До отбора в отряд космонавтов он испытывал новые самолеты в НИИ ВВС. Не то что «мальчишки» из первой слетавшей пятерки, набранные из обычных воинских частей, летчики-истребители (Герману Титову во время полета было 25 лет, Юрию Гагарину - 27).

          1967 год. Американцы готовятся запустить свой новый корабль «Аполлон» с макетом лунного модуля. А в СССР нет ни мощной ракеты, которая могла бы разогнать для полета к Луне корабль, ни самого корабля. И нет Королева. Он умер в январе 1966-го, спустя восемь месяцев после полета "Восхода-2".

          А темп гонки нарастает. Нужно спешить, спешить, спешить... Новые корабли собирают в три смены. Три беспилотных отправляют в космос. Ни один из этих полетов не проходит без замечаний. Тем не менее на 23 апреля 1967 года назначают пуск "Союза-1". На следующий день за ним должен стартовать "Союз-2". В планах их стыковка на орбите. Два космонавта из второго "Союза" должны перейти в первый. Сложнейшая и абсолютно новая операция на "не облётанном" корабле.

          Командир "Союза-1" - Владимир Комаров, успешно слетавший на первом "Восходе". Его дублер - сам Юрий Гагарин. Гагарин был последним, кто видел Комарова живым. Он поднялся вместе с ним на лифте на верхнюю площадку фермы обслуживания и подождал, пока закроется люк, успев крикнуть:
          - До скорой встречи!

          После успеха миссии «Восход-1» советское руководство, мягко говоря, вошло в кураж. Чтобы «утереть нос» Америке Леонид Брежнев запланировал грандиозную космическую миссию. По задумке два корабля Союз-1 должны были вылететь в космос с интервалом в один день, после чего состыковаться друг с другом. Во время стыковки в открытом космосе космонавты должны были поменяться кораблями и вернуться на Землю.

          Комаров был назначен командиром и единственным пилотом «Союза-1», который должен был первым отправиться в космос. Тренировки по подготовки шли в авральном режиме. Из-за спешки конструкция корабля была катастрофически недоработана. В качестве дублера Комарова был поставлен Юрий Гагарин, который по совместительству был лучшим другом Владимира.

          И Комаров, и Гагарин понимали, что с большой долей вероятности корабль потерпит крушение, а пилотировавший его космонавт — погибнет. Комарову не раз советовали отказаться от полета, сославшись на болезнь, на что космонавт ответил: «Если я не полечу, они пошлют запасного. Я умру вместо него (Гагарина), надо, чтобы он жил».

Катастрофа

          С приближением даты полета вера в успешность миссии пропала не только у Комарова. Предполетные испытания показали полную неготовность корабля к выходу в космос, а уж тем более к стыковке. Техники обнаружили целых 203 конструктивных неисправности. 23 апреля вместе с Комаровым на космодром в полном летном снаряжении прибыл Юрий Гагарин. Он буквально умолял пилотировать Союз-1 вместе с товарищем. Но ни руководство, ни сам Владимир его просьбу не одобрили.

          Уже спустя несколько минут Комаров управлял самым сложным кораблем современности, зная практически наверняка, что погибнет. Проблемы начались с самого начала. Ровно в 3 часа 35 минут ракета оторвалась от пусковой позиции. Через 540 секунд корабль вышел на орбиту. В бункере на Байконуре, где оборудован командный пункт, аплодисменты! Но радость сменилась тревогой.

          Борис Черток пишет: "Первый доклад телеметристов ударил по натянутым нервам: "Пока не открылась левая панель солнечной батареи..." На следующем витке выясняется - не работает и солнечно-звездный датчик. Это значит, что автоматика корабля не сможет его сориентировать правильно! Удастся ли сделать это вручную?

          Комаров (позывной "Рубин") сдержанно докладывает:
          - Пытался выполнить закрутку вручную. Закрутка не прошла.

          Состыковаться с "Союзом-2" не удастся. Нужно отменять пуск второго корабля. Но Земля упорно советует повторить закрутку. И это раз за разом не получается.

          Космическая неудача. И это в год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции! Только через несколько часов Госкомиссия решает - пуск "Союза-2" отменить, разработать программу возвращения Комарова.

          Сажать "Союз-1" нужно на 17-м витке. Дальше тянуть опасно: может не хватить запасов электроэнергии. Топливо на пределе, и по-прежнему непонятно, как вывести спускаемый аппарат на нужную траекторию...

          «Я не сомневался, что Комаров давно понял сложность ситуации. Он не молодой летчик-истребитель, а опытный инженер, летчик-испытатель. Теперь возвращение из космоса будет определять не автоматика, а его самообладание, безошибочные действия», - пишет Черток.

          У Земли нет связи с кораблем, он ушел на глухие витки - это когда орбита проходит не над территорией СССР и советские станции слежения не могут установить с ним связь. Коротковолновый передатчик на "Союзе" тоже вышел из строя!

          Только на 13-м витке удается "словить" Комарова. Он успевает доложить:           - На ночной стороне трудно ориентироваться по бегу Земли вручную.

          Как сориентировать корабль так, чтобы он приземлился к нужной точке, когда под тобой бежит кромешная тьма? Комаров вторые сутки без сна. Не до сна и на Земле. В Главной оперативной группе управления в Евпатории идут бесконечные нервные переговоры с Москвой. Наконец Гос¬комиссия дает добро на посадку на 17-м витке. Гагарин передает инструкции Комарову. Космонавту желают успешной посадки...

          Проходит полтора часа. Выясняется, что траектория корабля не изменилась. Он не свернул к Земле! Комаров докладывает: "Союз" не послушался, не сориентировался как необходимо. Никаких новых инструкций Земля передать не успевает. Корабль снова уходит из зоны связи.

          Подготовить посадку "Союза" на следующем, 18-м витке не удастся. Остается крайний, 19-й виток...

          В Евпатории разрабатывают новый сценарий посадки. Гагарин передает инструкции - использовать гиродины (они служат для стабилизации корабля). Комаров подтверждает: все понял!

          На 19-м витке Комаров ориентирует корабль. Он входит в плотные слои атмосферы. Бытовой и приборно-агрегатный отсек отлетают, объятые пламенем. Спускаемый аппарат несется к Земле. 24 апреля в 6 часов 22 минуты баллистики подтверждают: корабль идет на посадку в 65 километрах восточнее Орска. В Евпатории облегченно выдыхают...

          Около 8 утра Гагарина вызывают к телефону. Москва. Он возвращается хмурый:           - Мне приказано срочно вылетать в Орск. Приземление прошло ненормально. Больше ничего не знаю...

          Космонавт самостоятельно запустил двигатели и вручную сориентировал корабль на нужную траекторию. Но самое плохое было впереди. Комаров успешно вошел в слои атмосферы. Запасной тормозной парашют удалось открыть, но основной запутался в стропах и не раскрылся. Аппарат на огромной скорости врезался в землю и загорелся. Космонавт погиб на месте.

          Тело космонавта превращается в несколько обугленных кусочков, сплавленных с пластиком приборов. Почему так произошло, выясняли десятки комиссий. Модели спускаемых аппаратов сбрасывали с вертолета, пытаясь смоделировать ситуацию. Но всякий раз парашютная система срабатывала. Борис Черток приводит наиболее правдоподобную версию. При подготовке "Союзов" Комарова и Быковского спешили. Крышки парашютных контейнеров не были изготовлены в срок, и сейчас уже не выяснить, чем и как на самом деле закрывали контейнеры...

          "Если бы на "Союзе-1" открылись обе солнечные батареи и не было отказа датчиков, состоялся бы пуск "Союза-2", - пишет дальше Борис Евсеевич. - После стыковки космонавты Хрунов и Елисеев перешли бы в корабль Комарова. В этом случае они бы погибли втроем, а чуть позднее с большой вероятностью мог бы погибнуть и Быковский (он должен был стать командиром "Союза-2")". Похоронен первый погибший космонавт был в кремлевской стене. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). На месте гибели космонавта в Оренбургской области был установлен памятный обелиск. Через 20 лет после гибели В. Комарова на месте обелиска возвели мемориальный комплекс.

          После этого несчастного случая Советский Союз стал вести более тщательные проверки своих кораблей «Союз». Жаль, что для этого потребовалось человеческая жертва.

          В.М. Комаров навсегда войдет в историю, как великий космонавт, отдавший свою жизнь на покорение космоса.

Чтобы помнить! Чтобы помнить! Чтобы помнить!
Чтобы помнить! Чтобы помнить! Чтобы помнить!

Вернуться назад

Телефоны:

8 (33622) 7-65-20  Директор
8 (33622) 7-53-06  Приемная

Адрес:

468320, г. Байконур, ул. Максимова, д.10