ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Средства обучения и воспитания


          Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова».

          Являясь компонентом воспитательно-образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.


          Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

          Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:

          ПЕЧАТНЫЕ
          (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, комплекты детских книг для каждого возраста, иллюстрации к детской художественной литературе, энциклопедии, тематические книги);

          ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
          (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);

          ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
          (экранно-звуковая аппаратура, магнитофон, компьютеры, ноутбуки, музыкальные центры, цифровой фотоаапарат, проекторы, экраны);

          АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ
          (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);

          МУЗЫКА
          (комплекты СD-дисков с музыкальными композициями, набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, игровые ложки, вертушки, трещотки, барабаны, треугольник), фортепиано, рояль);

          НАГЛЯДНЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ
          (раздаточный материал: набор демонстрационных картин «Внимание! Опасность!», «Опасности вокруг нас!», «ПДД – внимание дорога!», «Правила дорожного движения», «Пути и средства сообщения» «Правила пожарной безопасности», набор предметных карточек «Транспорт», наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки безопасности», иллюстрации настенные, дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты) магнитные доски);

          ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
          (обручи пластмассовые, мячи разного диаметра, набор кеглей, скакалки детские, канат перетягивания, флажки разноцветные, маты, лапы, тренажеры и спортивное оборудование, скамейки, коврики, Набор предметных карточек «Предметы гигиены», набор предметных карточек «Мое тело», «Режим дня», наглядные методические пособия (плакаты, схемы);

          ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
          (мольберты, бумага для рисования, трафареты, репродукции художников, портреты художников-иллюстраторов, комплект изделий народных промыслов (матрешка, дымка), наборы демонстрационного материала «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымка», стаканчики, трафареты, кисточки, карандаши простые и цветные, мелки восковые, бумага цветная, картон цветной и белый, безопасные ножницы, клей канцелярский, кисточка щетинная, пластилин, природный материал и бросовый материал для ДПТ);

          ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ
          (сценические костюмы, комплекты костюмов театрализованной деятельности, шапочки для театрализованной деятельности, ширма для кукольного театра, игрушки-персонажи, елки искусственные, гирлянды, наборы елочных игрушек, мишура).

ОБЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ РОЛЬ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Наглядные пособия классифицируются на три группы:
          - объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
          - печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы)
          - проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

          Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

          Термином multimedia (что в переводе с английского означает «многосpедность») определяется информационная технология на основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиа технология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий (звука, текста и графики, живого видео).

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:


          учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

          гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
          учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
          сотворчество педагога и обучающегося;
          приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

          Развитие средств обучения в ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения.

          Средства обучения и воспитания, используемые в ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

          Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей.

          Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

          Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Ценностный потенциал:
          • уважение и защита прав человека и его основных свобод;
          • признание свободы мысли, совести;
          • осмысление понятий: честь, совесть, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество;
          • восприятие человеческой жизни как главной ценности;
          • социальная активность;
          • стремление к здоровому образу жизни.

Коммуникативный потенциал:
          • умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;
          • умение решать конфликты ненасильственным путем;
          • умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
          • умение использовать механизмы защиты прав человека.

Познавательный потенциал:
          • знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам;
          • навыки аналитического и критического мышления;
          • способности к активной умственной деятельности.

Художественный потенциал:
          • этическая и эстетическая культура;
          • художественно-творческая активность на оптимальном для каждого ученика уровне.

Творческий потенциал:
          • творческое мышление;
          • способность к самоопределению и самореализации;
          • разносторонние интересы.

Технологии реализации воспитательной системы
          Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается использование следующих видов деятельности:
          • Гражданско-патриотическая деятельность
          • Духовно-нравственная деятельность
          • Художественно-эстетическая деятельность
          • Спортивно-оздоровительная деятельность
          • Организация дополнительного образования
          • Профориентационная деятельность
          • Диагностика и мониторинг
          • Организация взаимодействия семьи и учреждения
          • Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса

Особенности управления воспитательной системой
          Важнейшая задача управления – привлечение к управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

           Сложившаяся система управления воспитательной системой в ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» позволяет эффективно решать следующие задачи:
          • целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;
          • оптимальная расстановка кадров;
          • формирование у педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов мотивации к инновационной деятельности;
          • качественный внутриучрежденческий контроль с целью корректировки воспитательного процесса;

          ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова»

          ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА:

          получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России;

          знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин);

          знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России и Казахстана (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, концертных программах);

          знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

          участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

          ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ, УБЕЖДЕНИЙ, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:

          приобретают навыки законопослушного поведения;

          знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед;

          получают опыт созидательной общественно-значимой деятельности;

          принимают добровольное участие в заботе о животных, живых существах, природе;

          расширяют положительный опыт общения со сверстниками при подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях;

          получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

          ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ:

          получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ);

          участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, участвуют в театрализованных представлениях;

          участвуют в проведении спартакиад, эстафет;

          получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, родителями);

          приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).

          ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ, ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ):

          получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

          знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

          знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, спектакли, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания;

          получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования;

          участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ в домашний быт. Ведущими технологиями организации воспитательной работы в коллективе является коллективная творческая деятельность (КТД), социальное проектирование, социально-игровое моделирование.

          Основными формами работы с коллективами являются: коллективные творческие дела, проекты, ролевые и деловые игры, общественно - полезные акции, коммуникативные тренинги, экскурсии, походы, игровые и конкурсно-развлекательные программы, фестивали, ярмарки, турниры, соревнования, конференции.

          ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ, ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ):

          получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России и Казахстана (в ходе изучения хореографии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства);

          знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вокальных произведений, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных гуляний «Масленица», «Наурыз», фестивалей народного творчества, тематических выставок);

          получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества в системе ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова»;

          участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ.

          Программа воспитания, реализуемая в ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова», дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы и возможности в различных социальных ролях и видах деятельности.

Основные принципы, на которых строится система управления
Направления Мероприятие
Изучение личности учащихся
Изучение интересов и увлечений учащихся, взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоционального состояния ребёнка.
Диагностика
Анкетирование
Беседа
Наблюдение Рефлексия
Учебно-познавательная
Развитие умственных и творческих способностей учащихся; реализация интересов и потребностей детей.
Тематические недели
Интеллектуально - познавательные игры
Посещение мероприятий
Духовно-нравственное
Развитие духовно-нравственных ценностей, формирование культуры поведения
День знаний
День учителя
Новогодние мероприятия
Масленица
День защитника Отечества
Международный женский день
Гражданско-патриотическое
Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны.
Уроки Мужества
День защитника Отечества
День Победы
Торжественные мероприятия у обелисков
Художественно-эстетическое
Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.
Участие в конкурсах рисунков, плакатов, публикаций
Выставки поделок
Беседы эстетической направленности
Спортивно-оздоровительная
Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся.
День здоровья
Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детей
Участие в соревнованиях различного спортивного уровня
Внутриучрежденческие спортивные соревнования
Здоровьесберегающие технологии Пропаганда здорового образа жизни
Охрана жизни и здоровья учащихся
Мероприятия по правилам ПДД
Профилактика правонарушений и экстремизма
Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в антисоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия
Выявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска»
Мероприятия тематической направленности
Профилактические беседы с учащимися
Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся
Встреча с инспектором ПДН
Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании
Работа с родителями и общественностью
Включение в воспитательный процесс родителей и общественности
Родительские собрания
Индивидуальные консультации
Профилактические беседы


Вернуться назад

Телефоны:

8 (33622) 7-65-20  Директор
8 (33622) 7-53-06  Приемная

Адрес:

468320, г. Байконур, ул. Максимова, д.10