Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова».
Являясь компонентом воспитательно-образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
ПЕЧАТНЫЕ
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, комплекты детских книг для каждого возраста, иллюстрации к детской художественной литературе, энциклопедии, тематические книги);
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
(образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
(экранно-звуковая аппаратура, магнитофон, компьютеры, ноутбуки, музыкальные центры, цифровой фотоаапарат, проекторы, экраны);
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ
(слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
МУЗЫКА
(комплекты СD-дисков с музыкальными композициями, набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, игровые ложки, вертушки, трещотки, барабаны, треугольник), фортепиано, рояль);
НАГЛЯДНЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ
(раздаточный материал: набор демонстрационных картин «Внимание! Опасность!», «Опасности вокруг нас!», «ПДД – внимание дорога!», «Правила дорожного движения», «Пути и средства сообщения» «Правила пожарной безопасности», набор предметных карточек «Транспорт», наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки безопасности», иллюстрации настенные, дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты) магнитные доски);
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(обручи пластмассовые, мячи разного диаметра, набор кеглей, скакалки детские, канат перетягивания, флажки разноцветные, маты, лапы, тренажеры и спортивное оборудование, скамейки, коврики, Набор предметных карточек «Предметы гигиены», набор предметных карточек «Мое тело», «Режим дня», наглядные методические пособия (плакаты, схемы);
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
(мольберты, бумага для рисования, трафареты, репродукции художников, портреты художников-иллюстраторов, комплект изделий народных промыслов (матрешка, дымка), наборы демонстрационного материала «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымка», стаканчики, трафареты, кисточки, карандаши простые и цветные, мелки восковые, бумага цветная, картон цветной и белый, безопасные ножницы, клей канцелярский, кисточка щетинная, пластилин, природный материал и бросовый материал для ДПТ);
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ
(сценические костюмы, комплекты костюмов театрализованной деятельности, шапочки для театрализованной деятельности, ширма для кукольного театра, игрушки-персонажи, елки искусственные, гирлянды, наборы елочных игрушек, мишура).
ОБЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ РОЛЬ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы)
- проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Термином multimedia (что в переводе с английского означает «многосpедность») определяется информационная технология на основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиа технология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий (звука, текста и графики, живого видео).
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения в ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ценностный потенциал:
• уважение и защита прав человека и его основных свобод;
• признание свободы мысли, совести;
• осмысление понятий: честь, совесть, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество;
• восприятие человеческой жизни как главной ценности;
• социальная активность;
• стремление к здоровому образу жизни.
Коммуникативный потенциал:
• умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;
• умение решать конфликты ненасильственным путем;
• умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
• умение использовать механизмы защиты прав человека.
Познавательный потенциал:
• знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам;
• навыки аналитического и критического мышления;
• способности к активной умственной деятельности.
Художественный потенциал:
• этическая и эстетическая культура;
• художественно-творческая активность на оптимальном для каждого ученика уровне.
Творческий потенциал:
• творческое мышление;
• способность к самоопределению и самореализации;
• разносторонние интересы.
Технологии реализации воспитательной системы
Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается использование следующих видов деятельности:
• Гражданско-патриотическая деятельность
• Духовно-нравственная деятельность
• Художественно-эстетическая деятельность
• Спортивно-оздоровительная деятельность
• Организация дополнительного образования
• Профориентационная деятельность
• Диагностика и мониторинг
• Организация взаимодействия семьи и учреждения
• Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
Особенности управления воспитательной системой
Важнейшая задача управления – привлечение к управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.
Сложившаяся система управления воспитательной системой в ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» позволяет эффективно решать следующие задачи:
• целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;
• оптимальная расстановка кадров;
• формирование у педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов мотивации к инновационной деятельности;
• качественный внутриучрежденческий контроль с целью корректировки воспитательного процесса;
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова»
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА:
получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России;
знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин);
знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России и Казахстана (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, концертных программах);
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ, УБЕЖДЕНИЙ, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:
приобретают навыки законопослушного поведения;
знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед;
получают опыт созидательной общественно-значимой деятельности;
принимают добровольное участие в заботе о животных, живых существах, природе;
расширяют положительный опыт общения со сверстниками при подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях;
получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ:
получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ);
участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, участвуют в театрализованных представлениях;
участвуют в проведении спартакиад, эстафет;
получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, родителями);
приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ, ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ):
получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, спектакли, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания;
получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования;
участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ в домашний быт.
Ведущими технологиями организации воспитательной работы в коллективе является коллективная творческая деятельность (КТД), социальное проектирование, социально-игровое моделирование.
Основными формами работы с коллективами являются: коллективные творческие дела, проекты, ролевые и деловые игры, общественно - полезные акции, коммуникативные тренинги, экскурсии, походы, игровые и конкурсно-развлекательные программы, фестивали, ярмарки, турниры, соревнования, конференции.
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕКРАСНОМУ, ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ):
получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России и Казахстана (в ходе изучения хореографии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства);
знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вокальных произведений, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных гуляний «Масленица», «Наурыз», фестивалей народного творчества, тематических выставок);
получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества в системе ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова»;
участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ.
Программа воспитания, реализуемая в ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова», дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы и возможности в различных социальных ролях и видах деятельности.
Основные принципы, на которых строится система управления
Направления |
Мероприятие |
Изучение личности учащихся Изучение интересов и увлечений учащихся, взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоционального состояния ребёнка. |
Диагностика Анкетирование Беседа Наблюдение Рефлексия |
Учебно-познавательная Развитие умственных и творческих способностей учащихся; реализация интересов и потребностей детей. |
Тематические недели Интеллектуально - познавательные игры Посещение мероприятий |
Духовно-нравственное Развитие духовно-нравственных ценностей, формирование культуры поведения |
День знаний День учителя Новогодние мероприятия Масленица День защитника Отечества Международный женский день |
Гражданско-патриотическое Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны. |
Уроки Мужества День защитника Отечества День Победы Торжественные мероприятия у обелисков |
Художественно-эстетическое Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности. |
Участие в конкурсах рисунков, плакатов, публикаций Выставки поделок Беседы эстетической направленности |
Спортивно-оздоровительная Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся. |
День здоровья Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детей
Участие в соревнованиях различного спортивного уровня Внутриучрежденческие спортивные соревнования Здоровьесберегающие технологии
Пропаганда здорового образа жизни Охрана жизни и здоровья учащихся Мероприятия по правилам ПДД |
Профилактика правонарушений и экстремизма Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в антисоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия |
Выявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска» Мероприятия тематической направленности Профилактические беседы с учащимися Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся Встреча с инспектором ПДН Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании |
Работа с родителями и общественностью Включение в воспитательный процесс родителей и общественности |
Родительские собрания Индивидуальные консультации Профилактические беседы |